Женские корсеты. Немного истории

20 ноября 2012 - Ирина Асланова
article434.jpg

Наверное, в истории костюма нет темы, более интригующей и интересной, чем жизнь корсета. Сегодня немного остановимся на нем. Вначале определимся.Корсет – это специальное устройство, изготовленное из эластичных или плотных материалов на крючках, шнуровке или молнии, предназначенное для стягивания фигуры, а также придания ей очертаний, диктуемых модой. (из «Большой российской энциклопедии»)

 

Охраняется авторским правом! Эту статью вы не имеете права перепечатывать без письменного согласия автора, даже со сылкой на источник.

Зачастую путают понятия корсета и корсажа.

Корсаж – разновидность корсета, но меньшей формы и одеваемая лишь на талию. Это наподобие широкого пояса, который доходит до груди и опускается немного ниже талии. Функции, которые он исполняет, аналогичны корсету: стягивание талии и придание ей более узкого очертания.

 

  Корсаж - из глубины веков до наших дней

Женские корсеты по своему крою поднимаются на грудь, опускаются на бедра. За свою долгую историю они претерпевают множество изменений не только по форме, но и по назначению.

С первыми предшественниками корсажа и корсета столкнулись еще древние, которые приподнимали свою грудь при помощи эластичных лент. Представительницы Древней Греции, Египта и других известных  цивилизаций перетягивали себя кусками кожи. Впрочем, в те времена женские корсеты не представляли особой «головной боли» для прекрасного пола, как бы туго не затягивались ленты. Представления о красоте в те времена, аж до 11 столетия были более или менее близки к естественным очертаниям: для того чтобы считаться привлекательной и красивой, не требовалось иметь узкие бедра или же «осиную» талию.

..., хотя глядя на эту древнюю статуэтку, этого не скажешь

 

Но с начала 11 века в моду постепенно входят обтягивающие одеяния и правила хорошего тона диктовали, что фигура не должна иметь «излишеств», должна быть подтянутой. Для исполнения корректирующей функции плотные ткани и кожа не подходили, так как довольно плохо справлялись с этим. Поэтому на выручку пришли железные и деревянные бруски, которые протягивались от нижней части живота вдоль линии грудных желез.

 

 женские корсеты Середина XII — первая половина XV века



Подобное сложное изобретение первыми на себе опробовали мужчины, так как такой готический «панцирь» служил довольно хорошей защитой для воинов. Поэтому, в те времена корсеты выполняли в основном защитные функции, а внешним видом напоминали доспехи воинов.

На протяжении нескольких столетий корсет обитал в мужском гардеробе, однако постепенно начинает подбираться и к дамской одежде, в которой прочно закрепляется уже в 14-15 столетиях, впервые проявив себя в Бургундской дамской моде (во Франции).

 

В 15 столетии корсет превращается в элемент одежды «унисекс», а с приходом к правлению Екатерины Медичи(Франция) он становится символом положения в обществе и достатка. В этот же период времени он наносит свой первый удар здоровью представителям этого же общества. Екатериной было установлено, что талия у высокопоставленной особы должна быть в обхвате менее чем 35 см. (Сильно не удивляйтесь – в те времена люди были в целом мельче в размерах. Однако, это все равно очень и очень утянутая талия)

  16 век

В 16 столетии испанский двор начинает диктовать моду на корсеты. Согласно с его «законодательством» фигура должна была быть без наличия каких-либо округлостей. Женские корсеты были целиком изготовлены из металла, со специальными винтами, которые позволяли максимально стянуть фигуру, также с наличием металлических, деревянных и костяных пластин.

Благодаря еще одному изобретению местных портных – кринолину, усиливался эффект контраста между тонкой талией и бедрами. Однако грудь должна была оставаться плоской, для этой цели, дабы исправить такую «ошибку природы», дамы прикрепляли к своей груди деревянные тарелки. Кроме таких тарелок в моду входят специальные ночные корсеты и даже уксус… Его выпивали барышни и совсем юные девушки, для того чтобы втиснуться в строгие, во всех отношениях, рамки своих туалетов. Естественно, церковь считала, что женщина, облаченная в такую конструкцию, будет более тщательно хранить свою добродетель .

Корсет следовало одевать на тонкую рубашку, швы которой выполняли очень аккуратно, так как они могли принести множество неудобств при тугом стягивании.

Нанеся здоровью женщин огромный вред, металлический «панцирь» из Испании был со временем запрещен в Англии, а немного после и во Франции.

 

 18 век

В эпоху правления Людовика XVI инициатива в моде полностью переходит к французскому двору, это относится как к корсетам, так и к платьям в целом. По прежнему талия должна была оставаться тонкой, однако бюст следовало открывать и придавать ему пышный вид. Таким образом, корсет теперь заканчивался под грудью, его начали делать из рыбьих костей и китового уса, атласа, сатина и шелка, а также принялись украшать кружевом.

После этого вся Европа ставит тонкую талию во главу женских форм. Получаемая разница между естественными очертаниями фигуры и затянутой корсетом была столь велика, что эти оковы начали носить, постоянно не снимая. Это касалось всех – девочки уже в семилетнем возрасте получали свои первые корсеты, а при достижении шестнадцати лет имели уже женскую модель, которую носили вплоть аж до шестого месяца беременности. Однако, по причине деформации ребер и смещения внутренних органов очень редко беременность заканчивалась благоприятным исходом. Поэтому женщины принимали решение вообще не рисковать – красота и эстетическая сторона жизни считались намного важнее, чем создание полноценной семьи. Такие каноны красоты доходили до настоящего абсурда – женщина ложилась спать даже в специальном ночном корсете, а выйти из спальни утром без корсета считалось так вообще чем-то неприличным.

Женские корсеты 18 столетия продолжали безжалостно отдавливать назад и плечи, и руки, при этом заставляя свою владелицу сильно изгибаться в спине. Были даже первые попытки врачей возмутиться по этому поводу, однако к ним никто не стал прислушиваться.

Таким образом, женские корсеты продолжали безраздельно властвовать в Европейской моде, аж до самой французской революции. Благодаря тому, что французская революция вернула античные идеи свободы, а также правящие в те времена эстетические нормы, корсет неожиданно и в кратчайшие сроки теряет свои позиции.

Однако по убеждениям приверженцев старой моды, юбка на обручах и корсет были для скромной женщины охранниками и защитниками ее целомудрия.

Но после 1810 года вновь возвращается корсет, теперь уже почти на два следующих столетия.

 

 

 

 

В 70-х годах 19 столетия была изобретена еще одна разновидность корсета – длиной до бедер, который соответствовал тогдашней моде. Теперь корсет не только утягивает талию до невиданных 40 см (люди становятся немного крупнее) и поднимает грудь, но делает плоской нижнюю часть живота. Такое сооружение весило несколько килограммов, а женщина в нем едва могла дышать. Про то, чтобы нагнуться, сделать лишнее движение или съесть лишний кусочек пищи не могло быть даже речи. Модницы, которые рисковали сделать лишний круг вальса, либо поиграть в теннис, могли поплатиться за это летальным исходом. Большое количество смертельных случаев вынудило европейские правительства вынести указ, который запрещал носить корсет в период спортивных занятий, которые становились все популярнее.

 

 

В начале 20 столетия появился рентген, который дал возможность увидеть внутренности. Врачи обнаружили ровные ребра крестьянки, которая никогда в своей жизни не надевала корсет и искривленные ребра аристократки, которая носила эту конструкцию, начиная с 14 лет. Обнаруженное производит фурор, корсет становится врагом номер один.

Длительная война против «панциря», проходившая на протяжении целого 19 столетия усилиями многих женщин и врачами-гигиенистами, наконец-то завершилась победой сторонников в реформе женской одежды. С деформациями женского организма было завершено.

 

 

Происходит это приблизительно в 1905 году. Большую лепту в благородное дело по освобождению женского тела от жестких металлических оков внес популярный и первый (в современной трактовке этого слова) кутюрье из Франции Поль Пуаре. Он был основателем нового направления в одежде – создал свободные платья, основными украшениями которых были живые цветы, хорошие манеры и гордая осанка.

Заслугой Пуаре и пришедших после него Габриель (Коко) Шанель и Мадлен Вионе было, бесспорно, то, что они смогли уловить те настроения, которые просто летали в воздухе: прошлое уже безвозвратно кануло в небытие, человечество же вступало в самый трудный, полный драматизма и воин 20 век. Здесь уже не было места эфемерной аристократической эстетики. Жизнь приносила новый строгий уклад, одежду простую и функциональную, в которой можно было бы свободно работать.

Женские корсеты и корсажи сослужили свою роль в истории и положили основание современному женскому белью. Несет оно главным образом гигиенические функции, а уже после – разумные эстетические.

Корсет пережил еще один взлет (как современное белье) в период 50-х годов 20 столетия. Во времена распространившегося в те времена стиля «new look», просуществовавшего примерно одно десятилетие, который предложил француз Кристиан Диор, считался неприличным даже выход из дома без корсажа или грации, аналогично как и без перчаток и шляпки.

 

 

В наши дни редко кто использует корсет по своему прямому назначению затягивания фигуры, однако, встречаются и такие .

 

 

С конца 80-х годов 20 столетия до сегодняшнего времени, как казалось окончательно забытый корсет, вновь выходит на поверхность и начинает инспирировать формы разнообразных свадебных и вечерних платьев. При этом выходит он на поверхность в буквальном смысле этого слова. Ранее он был внутри платья, его невидимой составляющей, а теперь его форма и частично технология производства становятся эстетическими оформлениями платьев.

Такие платья мне очень нравятся. Кажется, это единственное, что смогло остаться от исторических одеяний с их изумительно красивой (если не обращать внимания на все существующие проблемы, которые корсет доставлял женщинам) эстетикой.

Я Вам искренне желаю, чтобы в Вашей жизни были такие дни, когда представится возможность надеть подобное свадебное или вечернее платье.

 

 И теперь мы приблизимся к тому, как такие платья создаются.

По теме технологии создания корсета там еще можно кое-что обнаружить на просторах интернета. А вот про конструирование там нет ни единого слова. Между прочим, я еще хорошо помню те времена, когда такие платья стали появляться в моде, как мне они нравились, и как сильно хотелось разобраться в том, как же их следует кроить. Честно сказать, материала по этой теме так же практически нет и до сих пор.
Так что, оставайтесь на связи.


 

 

 

 

© Вдохновение Рукодельницы, Ирина Асланова 2012.
  Материалы данного раздела являются объектами авторского права
Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя

Прочитать полностью правила копирования

 

Похожие статьи:

История МодыИгра моды и стиль Марлен Дитрих. Марлен в Берлине

История МодыРыцарский турнир и ярмарка ремесел. Германия

Мода и стильСтиль и мода

История МодыСоздание моды. Модельеры 20 века

Мода и стильСвадьба в средневековом духе. Германия

Рейтинг: +2 Голосов: 2 13895 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Кто онлайн?

Пользователей: 0
Гостей: 16
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт