Эпоха модерн

3 октября 2012 - Ирина Асланова
article426.jpg

Перелом двух столетий – 19 и 20 в искусстве ознаменован эпохой Модерн.  Этот стиль являлся последним классическим стилем. Его жизнь была недолгой – приблизительно одно десятилетие с 1895 по 1905 года, но существование его было наполнено плодотворными и разнообразными творческими находками во многих сферах деятельности. Благодаря чему, самому периоду и небольшому отрезку времени до и после (с 1890 по 1914 года) присвоено название Эпоха, но не просто, а Прекрасная Эпоха.

И вот, приступая к описанию этого периода, мне затруднительно определить, чему отдать приоритет, что рассмотреть в первую очередь, ведь в этот небольшой промежуток времени происходили грандиозные события, которые трудно вместить всего в одну статью. Существуют интернет страницы, специально посвященные эпохе Модерн, где собираются ценители и любители этого направления искусства, и там размещается не один десяток страниц материалов по этой теме.

Охраняется авторским правом! Эту статью вы не имеете права перепечатывать без письменного согласия автора, даже со сылкой на источник. 

1.Подсвечник. Германия, 1897. Чеканка, латунь, позолота 2. Кубок. Германия, 1903. Необработанные опалы, посеребрение, серебро

Следует отметить, что в разных государствах этот период времени именуют по разному. Так в России и в Англии – это Модерн, в США – Тиффани, в Германии – Югендштиль, во Франции – Ар-нуво, в Италии – стиль Либретто, в Австрии – стиль Сецессион, в Испании – Модернизмо и другие.

В конце 19 столетия жизнь людей кардинально изменялась: народ верил в реальность построения справедливого, идеального общества основанного на идеях социалистов. Этому способствовало стремительное развитие научно-технического прогресса – появление телеграфа и телефона, автомобиля и воздушных судов изменяло восприятие пространства и времени.

При этом, люди безгранично верили в победу духовного над телесной оболочкой, придавали большое значение оккультизму и эзотерике. Человек находился на грани – он заворожено ждал нового прекрасного будущего, но при этом смотрел далеко назад, в прошлое. На этой почве зародился и пророс новый стиль.

Ширма

Мечтой Модерна является наличие гармоничной и утонченной красоты во всех мелочах и деталях окружающих человека. Стиль Модерн пытался соединить утилитарные и художественные функции в выполняемых произведениях, привлечь все сферы человеческой жизни к прекрасному и гармоничному решению.

Чайный сервис и Лопатка для торта. Материал - серебро

В это время художники стремились принимать живое участие в конструировании всего, начиная от проектов новых зданий и заканчивая обычными ручками дверей.


Русская школа Модерна: Особняк С. П. Рябушкинского на ул. М. Никитская, 1902. Дверные ручки. Франц. Шехтель

Основной особенностью стиля Модерн были плавные, обтекаемые линии, и отказ от прямых, рубленых очертаний. В это время художники для своих творений берут как основу изображения растительного и животного миров. Большое предпочтение отдается асимметрии форм, гибким линиям, живым «органичным» силуэтам, стелящемуся и стилизованному орнаменту.

Часы. Чернильница (наверху). Зеркало

Этому стилю подвластно превратить павлинов и бабочек, ирисы и лилии, хризантемы и нарциссы в орнаменты предметов. Все эти моменты жизни талантливые художники могли поймать в свои удивительные сети и воплотить в изысканное произведение искусства и замершую красоту.

Текстиль, Фарфор, Стекло в стиле Модерн Все фото увеличиваются!

 

Следует особое внимание уделить архитектуре того периода. Бесчисленно многообразны созданные в стиле Модерн элементы и формы зданий, лестниц, балконов, дверей и окон. Отличительной чертой таких зданий является подобие природным очертаниям, само сооружение как бы прорастает изнутри.

Дом Мила, 1906-1910. Архитектор – Антонио Гауди (Antonio Gaudi)

Испанцу Антонио Гауди принадлежит владение самой выразительной способностью воплощения этого стиля в архитектуре. Его на родине очень почитают, превознося практически к лику святых.

Дом Батло, 1904-1906. Архитектор – Антонио Гауди

В его сооружениях имеется что-то невероятное и впечатляющее, они являются жемчужинами в истории искусств и архитектуре. Его творениям присущи странные окна, изразцовые стены, вздутые и витые колонны, обнаженный кирпич, необычные по форме металлические элементы. Все это создает впечатление дивного фантастического сна. Но выполнено все настолько органично и продумано, что создается ощущение, будто природа сама трудилась над воплощением всего этого в жизнь, а не человек принимал в этом участие.

 

Для дамского одеяния период эпохи Модерн был последней попыткой в истории костюма воплотить в образе женщины неземные и утонченные, праздные и изысканные элементы.



Однако, подобный образ в эту эпоху был не единственным. В это время приобретают два направления развития женской моды. К первому относится вышеописанный образ изящной светской дамы, а ко второму примыкает направление получившее влияние от феминистского движения, которое в те годы приобретает развитие. О своих правах феминистки заявляли и ранее – борьба за право женщины принимать участие в выборах, борьба за возможность выбирать для себя любую профессию, и наконец, борьба за право носить мужской костюм. Это являлось для них своеобразным символом равенства полов, но такое своеволие могло повлечь за собой в ту пору даже арест, что неоднократно и происходило.

Но, несмотря на новые веяния, образ Прекрасной Дамы остается на пике популярности. Так женщина имела схожесть с нежным и прекрасным цветком, который колышется на тоненькой ножке под действием легкого ветерка, и имеет гармоничное завершение в виде роскошного и удивительного бутона – замысловатой пышной прически из изрядно взбитых волос. Сама же фигура напоминала S-образный силуэт, который естественно, далек от природного строения фигуры.



И этот образ Прекрасной Дамы, последнее воплощение старинного умирающего культа в эпохе Модерн, был воплощен в жизнь благодаря созданному иллюстрированному персонажу американского художника Гибсона. Сам же образ, созданный им, имел название Gibson Girl. Как бы для нас сейчас это не было странным, но в те времена мастера кисти имели огромное влияние на разум людей, которое подобно сегодняшнему веянию телевидения и кинематографа.

Моду Европы в те времена создавали, естественно, салоны Парижа. К ним можно отнести сыновей Ворта, а также Жаны Пакен, Жака Дусе, сестер Калло и английского портного Редферна.

Камилла Клиффорд, девушка Гибсона, которая признана самым лучшим его воплощением

Стремясь наследовать образ Gibson Girl, девушки наматывали кружева в верхней и нижней частях каркаса корсета. Происходило это до тех пор, пока образ не получал требуемых пропорций. Потом надевались чулки, многочисленные подъюбники и дополнительные подушки для увеличения и придания пышности формам бедер.

В ту пору корсет выполнялся очень большой длины, для затягивания всей фигуры в такой модный S-образный силуэт. Для этого прилагались нечеловеческие усилия, в результате талия у женщины приобретала неестественный размер – 42-47 см, и такие жертвы ради красоты могли довести представительниц прекрасного пола и до летального исхода.

    На рисунке представлено внутренне устройство под одеянием женщины и фотография, на котор ой видна модная тогда изгибистая форма тела светской дамы. В таком состоянии женщине не то что выполнять какую-либо деятельность, а даже двигаться и дышать было не просто. Вот поэтому, феминистки и борцы за равноправие полов в первую очередь стремились освободить умы людей от влияния корсета

И все же, сражение за свободу от корсета продвигалось все активнее и успешнее. Спорт вошел в жизнь женщин – они увлекались фехтованием, теннисом и плаванием. Был разработан даже специальный костюм для девушек, занимающихся спортом. Его особенной частью была юбка-шаровары, которая получила название блумерсы.



Женщины в подобном одеянии завораживали художников и фотографов того периода времени, однако для простого человека такие наряды казались вызывающими и кричащими, что в наше время можно сравнить с кожаными одеждами рокеров, их украшением из металлических цепей и заклепок. Однако, реформа в женской моде была уже безвозвратно запущена. Наряду с существованием очаровательного образа Прекрасной Дамы, постоянно происходили попытки преобразовать женскую одежду. И естественным результатом таких усилий было изобретение Платья Реформ, которое имело естественные очертания фигуры, а главное – не имело корсета.

  Платья Реформ

Новообразованные Платья Реформ не всегда были выполнены удачно с точки зрения эстетики, но они совершили основное – смогли изменить устоявшиеся взгляды в обществе. Французский модельер Поль Пуаре тонко прочувствовал веяния того периода и смог воплотить в своих творениях эти изменчивые каноны, чем смог покорить весь мир. Но вскоре последовала война и революции, и в результате не прижился ни образ, сотворенный Пуаре, ни персонаж Прекрасной Дамы Модерн.

Для меня лично эпоха Модерна является воплощением работ известных художников того периода, а в  частности австрийского мастера Густава Климта. Я не только ничего не ведала о нем пока не переехала в Германию, но специально не интересовалась и самим модерном.

Но оказавшись в Европе сложно пройти мимо всего этого и не заметить. Воспоминания об этой эпохе не только продолжает жить в сердцах благодарного нового поколения, но и находит выход в реальный свет способом нанесения репродукций изображений на различные поверхности. Прекрасные Дамы Модерна взирают на тебя с разнообразных предметов – сумок, календарей, чашек, тарелок, футболок и прочих вещей, напоминая об изящном воплощении женщины.

При первой встрече с произведениями Климта мне показалось, что эти работы принадлежат перу современника, так как они выполнены в смелой и дерзкой манере.


Портрет Адель Блох-Бауер I, 1907 год. И его многочисленные современные репродукции

Климт имеет особенную манеру выполнения рисунков. Я очарована его работами, и такое, наверное, произошло со мной впервые с картинами, которые созданы не в прямом классическом стиле. На своих портретах он изображает своих современниц в естественном виде, но их одежда и фон, на котором они расположены, преобразован в сказочный и чудесный мир, сотканный из света, воды, воздуха и живой природы. Можно обнаружить, что на платьях плавает рыба, светит солнце или искрится вода, но все эти элементы так органично вписываются во всю композицию, что не возникает ни малейшего желания спорить с таким положением вещей, или заявить, что это «неправда».



Поцелуй Климта является самой популярной его картиной, которая тысячи тиражей в Европе.

Три возраста женщин


Не только эта картина, но и многие другие его творения являются размышлениями о смысле жизни, о скоротечности времени, об изменении и уходе красоты физической, о назначении женщины. Но именно эта работа – самая любимая мной, и ее небольшой фрагмент постоянно расположен на моем столе (напечатанный на столетней давности кирпиче).

эпоха модерн
 

В короткий период времени чуть более ста лет назад, который был на рубеже двух веков, писатели и творческие деятели произносили лозунг: «Красота спасет мир». Это был гимн всему самому прекрасному и лучшему что имеется в человеке. В нем заключались надежды на светлое и счастливое будущее. Это творческое видение сквозь густоту пространства и времени в двух направлениях. И поэтому этот период истории лучше всего можно охарактеризовать фразой: воспоминание о будущем.

В ранее написанных статьях о Поле Пуаро, а также о матросском воротнике, я уже упоминала о стиле Модерн.Убедитесь, что вы подписаны на обновления, чтобы не пропустить новые статьи цикла!
 

 

 

© Вдохновение Рукодельницы, Ирина Асланова 2012.
  Материалы данного раздела являются объектами авторского права
Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя

Прочитать полностью правила копирования

 

 

Теги: модерн
Рейтинг: +1 Голосов: 1 21063 просмотра
Комментарии (2)
Сандра # 24 января 2015 в 13:16 0
Статья очень интересная и написано приятным слогом! Спасибо за такую потрясающую статью!
Любовь # 25 марта 2017 в 21:00 0
Спасибо за прекрасное!

Кто онлайн?

Пользователей: 0
Гостей: 20
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт