Они создавали моду. Поль Пуаре: прерванная Песня или Гений на изломе столетий

21 апреля 2012 - Ирина Асланова
article368.jpg

Поль Пуаре – один из знаковых модельеров 20 века, оставшийся однако неизвестным широкой публике. Его работы стали прообразом изменений, произошедших в моде в течение ушедшего уже 20 столетия. Они позволили женщинам перейти от сложной и неудобных нарядов прошлого к современной, легкой и практичной одежде. Последователь Чарльза Ворта, Пуаре грамотно и аккуратно адаптировал ее к требованиям нового времени.

Поль Пуаре родился в Париже в 1879 году. Его отцом был простой торговец, однако это не имело никакого значения ввиду того, что родиной Пуаре был Париж – прекраснейший город на свете. Поль Пуаре начал работу в одном из лучших парижских салонов Жака Дусе. Посетительницами его были известные, элегантные, и, конечно же, самые капризные дамы французской столицы. Габриэль Режан, Мистангетт, Сара Бернар - известные актрисы того периода - вы понимаете, что Поль Пуаре не мог бы придумать для себя лучшей практики, чем работа в подобном месте.

Охраняется авторским правом! Эту статью вы не имеете права перепечатывать без письменного согласия автора, даже со сылкой на источник.

 


После работы у Жака Дусе молодой модельер продолжил свою карьеру в салоне Чарльза Ворта, работа которого продолжалась благодаря усилиям его сыновей. Работа в этом модном доме была недолгой – к 1903 году Поль Пуаре уже почувствовал в себе силы к открытию собственного дела. Вместе со своей супругой Дениз модельер открыл модный дом и стал предлагать собственные модели.


Это были первые годы 20 века. Стиль модерн все еще диктует небольшой корсет, который придавал женской фигуре довольно странный для нашего взгляда силуэт, напоминавший латинскую букву “S”. Модница того времени все еще была прекрасным и изысканным цветком, требующим поклонения и любви.


Однако реалии нового времени постепенно требовали изменения женского костюма. Близились события, которые грозили навсегда изменить историю, традиции и моду. Женщины должны были вступить в борьбу с реальностью, и для этого им нужны были новые платья. Одним из провозвестников нового стиля и стал Поль Пуаре.

Для начала Поль Пуаре решительно отказался от корсета. Он пошел по пути, предложенному еще в первых десятилетиях 19 века. Тогда, в период правления Наполеона, женщины одевались проще и практичней. Революционные времена требовали изменения, в моде было все естественное, не обремененное корсетами, фижмами и тому подобными украшениями. Это стиль ампир и именно его взял за основу Пуаре, проводя свои первые опыты. Древнеримские и древнегреческие каноны, а также восточные мотивы – вот те источники, из которых черпал свое вдохновение Поль Пуаре.


Идеи, подаренные миру модельером, широко используются и сегодня. Это завышенная талия, преобразовавшаяся в платья стиля Babydoll, и другие хорошо нам знакомые силуэты, получившие название Empire.

Поль ПуареПоль Пуаре

Поль Пуаре

Поль Пуаре Начало 20 века. Модели платьев, предложенные Полем Пуаре  


Поль ПуареПоль Пуаре ни на минуту не останавливался на достигнутом. Он избавил женщин не только от необходимости одеваться с помощью горничной, но и заставил их отказаться от нижних юбок – непременной части дамского туалета на протяжении нескольких веков.



Сам по себе отказ от корсета и нижних юбок уже был революцией в мире моды. Казалось, чего же боле? Однако Поль Пуаре покусился на священное: длину женской юбки.

Как известно, до 20 века показывать ногу выше носка туфель считалось верхом неприличия. Пуаре предложил женщинам укоротить платья до середины лодыжки. Не удивительно, что мир пришел в недоумение, вознегодовал и ужаснулся. Однако изумление продолжалось недолго: очень быстро женщины оценили привлекательность новой одежды и оголили лодыжки. Что уж говорить о мужчинах, которых новая мода привела в настоящий восторг! Впрочем, для вечерних платьев Пуаре сделал исключение, оставив их по-прежнему длинными. Изменениям подверглись лишь визитные и прогулочные наряды.


Поль Пуаре Новая мода потребовала и других новшеств. Теперь женщинам не только нужно было следить за стройностью своих лодыжек, но и позаботиться о стильных чулках. Пуаре пришел на помощь модницам, предложив им чулки телесного цвета. Таким образом, чулки перестали быть бельем, они превратились в часть туалета, видимую всем окружающим, поэтому самым оптимальным цветом чулок стал телесный. Для начала 20 века это было просто ошеломляющее решение, хотя сегодня вряд ли в мире найдется хоть одна женщина, у которой в гардеробе не было бы телесных чулок или колготок.
 



Поль ПуареПоль Пуаре изобрел и современный бюстгальтер, сделав тем самым подарок всем женщинам. Это ненавязчивое напоминание о корсете и сегодня помогает дамам сформировать идеальный силуэт и выглядеть безупречно в любом наряде.  Кроме того Пуаре широко используя восточные мотивы, предложив дамам широкие шаровары и юбку-брюки – предвестники обычных женских брюк.  Внедрением Поля Пуаре был новый крой одежды, который широко используется нами и поныне. Это «кимоно» или «летучая мышь», что отличается свободным летящим силуэтом.


Итак, наряды становились все свободней и комфортней. Пришла очередь и для соответствующих причесок, и к этому вопросу Поль Пуаре также активно приложил свою руку. Он помог дамам распрощаться с шиньонами, фальшивыми локонами и пышными прическами, сделав ставку на естественность и гладкость. Прически стали простыми, стильными и незамысловатыми.  Впервые в истории появились короткие женские стрижки.
 

Поль ПуареПоль Пуаре

Поль ПуареПоль Пуаре


Работы Пуаре столетней давности и сегодня выглядят стильно и очень гламурно.

Поль ПуареПоль Пуаре

Поль ПуареПоль Пуаре

Впрочем, сам модельер на фотографиях тоже абсолютно современен, чего нельзя было еще сказать о Чарльзе Ворте.
 

Поль ПуареПоль Пуаре


Пуаре мыслил глобально.
Он я не просто одел женщин в новые платья. Он придумал идею брендовой одежды. Все, вышедшее из под руки одного мастера, должно было быть своеобразным «знаком качества» – роскошно и идеально, будь то одежда, аксессуары или обувь. Эта концепция широко используется современными домами мод, а начало ей положил не кто иной, как Поль Пуаре.


Пуаре очень любил цвет. Он терпеть не мог бывшие тогда в моде пастельные оттенки, называя их «неврастеническими». Артистическая натура мэтра заставляла его стремиться к ярким тканям, необычным образам, фантазийным силуэтам. Где же можно было найти такой стиль, если не на Востоке? Именно Пуаре привнес в европейскую моду восточные мотивы.
 
Поль ПуареПоль Пуаре

   Платье из музея «Метрополитен». Поль Пуаре. «Тысяча и вторая ночь» 

 

  Поль Пуаре
Восточные платья Поля Пуаре – это настоящие произведения дизайнерского искусства. Платья Пуаре не отличались вычурным фасоном, но он брал роскошные ткани и украшал их причудливым орнаментом из кружев, искусственного жемчуга, тюля, панбархата, бисера и перламутра.



Не забывал мэтр и о том, что восточный стиль немыслим без соответствующих ароматов. Следующим было создание собственных парфюмов. Под его руководством были созданы композиции пряных восточных ароматов, таких как «Минарет», «Запретный плод», «Алладин», «Китайская ночь».



Помимо этого, модельер открыл школу прикладного искусства, выпускающую аксессуары, выдержанные в ориентальном духе. Это были разнообразные покрывала, обои, ковры, абажуры и другие изделия. Выпускал Поль Пуаре и ткани собственного производства, так как  старые образцы его не могли устроить. Таким образом, Поль Пуаре стал не просто модельером, он стал стилистом, создающим жизненное пространство, выдержанное в определенном стиле.



Мода на все восточное, предложенная мэтром, быстро завоевала Европу,  принося все новых и новых поклонников.
 

Поль ПуареПоль ПуареНе последнюю роль в этом распространении сыграли русские Дягилевские балетные сезоны в Париже.


Поль ПуареПоль Пуаре, как все гении, шел впереди своего времени. Он предвидел объединение Востока и Запада, начавшемуся в начале 20 века и продолжающемуся и поныне. Модельер оказался, в известном смысле, провидцем, предсказавшим всеобщую глобализацию нашей планеты.


Идеи, подаренные миру Пуаре, не теряют своей актуальности и сегодня. Так, восточные наряды время от времени возвращаются на подиумы, и модельеры нового времени очень часто используют ориентальные мотивы при разработке модных тенденций. Что уж говорить о восточных ароматах, которые не выходят из моды вот уж с лишком сто лет!

Поль Пуаре



Поль Пуаре знал толк и в том, что сегодня называется «промоушн». Он активно пропагандировал собственный стиль, выпуская модные журналы и устраивая необыкновенные вечера в собственном салоне. Кстати, этот салон считался одни из самых модных в Париже того времени, его посещали все знаменитости. У Пуаре не было «мертвых сезонов». Летом, когда Париж пустел, и публика отправлялась на курорты, модельер следовал за своими клиентами и показывал им новые модели в местах отдыха. Он просто брал своих манекенщиц и ехал туда, где отдыхал бомонд – на лучшие курорты Французской Ривьеры. Чтобы расширить свою клиентуру, Поль Пуаре отправлялся в турне по всему миру. Таким образом, он завоевал не только Европу, но и Россию.



Между прочим, манекенщицы Поля Пуаре выглядели как самые обычные женщины. Тогда еще считалось, что наряды «от кутюр» должны показывать модели, похожие на потенциальных клиенток, а не худые андрогинные существа двухметрового роста .

Поль Пуаре Поль Пуаре со своими манекенщицами  Как видим первые манекенщицы  не были худыми и долговязыми, а больше похожи на обычных женщин.


В 1910 году модельер побывал в Москве и Петербурге, где познакомился с
Надеждой Ламановой. Она открыла для Пуаре Москву – город, в котором смешались стили Востока и Запада, фантасмагорический мегаполис, который всегда поражал иностранцев своим неповторимым колоритом.

 
Поль ПуареПегги Гугенхейм – американская миллионерша, поклонница стиля Поля Пуаре. Здесь она сфотографирована в костюме от Пуаре, сшитом из золотой парчи



Прославился Пуаре в свое время стремительно. Но как позднее он сам отметит – успех не был делом случая. Приходилось безумно много работать. Но работа менее вcего походила на на работу в обычном смысле.  Это была песня, что лилась из его души...

Он был уже при жизни легендой. Дружил со многими творческими людьми, умея сними ладить, был успешен в делах. Кроме того был меценатом. В школе, которую он открыл для бедных девушек, учили портновскому искусству.

 Но это все было еще до войны...

-------------------------------------------------
В 1914 году Поля Пуаре призвали в армию. Война была временем громадных потрясений, но еще большие ждали его по возвращении домой. Париж за это время изменился до неузнаваемости: изменился не только город, изменились женщины. Они перестали быть женственными и трогательными, они вдруг стали «товарищами» (значит не только у нас! ).  В отношении к одежды стали говорить: "практичная", "рациональная".



Для Поля Пуаре такие перемены стали личной трагедией. Разве можно отказаться от идеи женской красоты, кокетства и игривости как приоритета в творчестве?


Он продолжал работать, однако так и не смог согласиться с тем, что новое время диктует новые законы. Модели бывшего некогда непревзойденным мэтра выглядели старомодными, он просто не успевал подстроиться под новый лад и с каждым днем терял клиентуру. К 1927 году модный дом Поля Пуаре разорился.


После этого около Пуаре некоторое сотрудничал с театром, кроме этого написал мемуары, издал некоторые книги по кулинарии, занимался живописью.

В 65 лет, в Париже в 1944 он умер в нищете и забвении...

Если вкратце проанализировать историю взлета и падения Поля Пуаре, то можно сказать, что он не смог объединить в себе художника и бизнесмена. Действительно, не  всем удается создать этот коктейль. В отличие от Чарльза Ворта, Пуаре творил, оставаясь верным своей художественной концепции. Таким образом, модельер, сам изменивший однажды историю моды, пал жертвой новых изменений, тех изменений, с которыми он уже не мог смириться. Да и как мог человек, с подачи которого женщины открыли свои лодыжки, смириться с маленьким черным платьем Коко Шанель, которая вышла на арену, и ее пластмассовой бижутерией?


Существует легенда, в которой говорится о разговоре, произошедшем однажды между Полем Пуаре и Коко Шанель. Как известно, Пуаре предпочитал яркие цвета в одежде, поэтому однажды, увидев Коко в черном платье, он спросил у нее, по кому она носит траур.  Та ответила: «По Вас, месье!». Такой ответ характеризует Шанель как дерзкую женщину, готовую на все ради достижения собственной цели.

Люди типа Пуаре всю жизнь стремятся вкладывать всю свою энергию и все свое состояние в творческую идею. Такой вклад подчас может обернуться трагизмом человеческого существования.



Проанализируем,  все равно, какие же качества привели Поля Пуаре в свое время к успеху? Вот они:

- Способность находить общий язык с абсолютно разными людьми. Это очень важное качество, необходимое для тех, кто хочет добиться высоких результатов.

- Счастливое сочетание таланта, трудолюбия и настойчивости.

- Вера в себя. Родившись в семье небогатого лавочника, Поль Пуаре добился успеха исключительно собственными силами.

- Любовь к людям и к жизни. Пуаре преданно служил своей эпохе, он не жалел сил на то, чтобы прославить ее в глазах потомков.

- Счастливая семейная жизнь. Супруга Пуаре Дениз была не только его второй половинкой, но и музой, которой он посвящал многие свои творения. Гардероб этой женщины был продан в 2005 году на парижском аукционе за два миллиона долларов. Также известно, что Пуаре называл созданные им парфюмерные композиции в честь своих любимых дочерей.

Может быть, судьба Поля Пуаре и не покажется слишком успешной, однако, я своих симпатий к такому типу человека не могу скрывать.
 

 

 

© Вдохновение Рукодельницы, Ирина Асланова 2012.
  Материалы данного раздела являются объектами авторского права
Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя

Прочитать полностью правила копирования

 

Похожие статьи:

История МодыИгра моды и стиль Марлен Дитрих. Марлен в Берлине

История МодыСоздание моды. Модельеры 20 века

Мода и стильСтиль и мода

История МодыРыцарский турнир и ярмарка ремесел. Германия

Мода и стильСвадьба в средневековом духе. Германия

Рейтинг: +2 Голосов: 2 16971 просмотр
Комментарии (1)
T.Badger # 22 апреля 2012 в 21:52 +2
Благодарю за эту замечательную статью, за наше образование по истории моды. Я раньше кроме Шанель ни о ком толком не знала. Времени искать такую информацию нет. А тут на блюдечке с голубой каемочкой - пожалуйста!

Кто онлайн?

Пользователей: 0
Гостей: 23
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт