Они создавали моду. Чарльз Ворт - начало высокой моды

12 апреля 2012 - Ирина Асланова
article356.jpg

В конце XIX века, а именно чуть дальше его середины, было положено начало начал того, что именуют модой 20 столетия.Прежде всего, говоря о модельерах 20 столетия, следует упомянуть об англичанине Чарльзе-Фредерике Ворте, карьера которого сложилась разумеется в Париже. Его вполне заслуженно называют родоначальником Высокой Моды. 

Ворт обладал талантом в художественном смысле, а также был весьма преуспевающим человеком в той сфере, которую сегодня именуют маркетингом.

Охраняется авторским правом! Эту статью вы не имеете права перепечатывать без письменного согласия автора, даже со сылкой на источник.



Впервые именно Ворт, признанный изобретатель дефиле, решил ежегодно представлять свежую коллекцию, а также подписывать модели своим именем. Слава первой манекенщицы тогда прочно закрепилась за его женой. Манекен известной всем формы тоже идея Ворта, начавшего первым тиражировать моду. Он осуществлял продажу моделей с целью их копирования. Ткани, выпуск которых Ворт считал необходимым, сознательно вводились в моду. Другими словами, механизм зарождения и распространения моды был запущен им по-настоящему.

Однако давайте по порядку.



  Чарльз Ворт

13 октября 1825 года в бедной семье стряпчего родился Чарльз-Фредерик Ворт. С 11 лет мальчик работает в различных фирмах и магазинах Лондона, специализация которых – торговля тканями и всевозможными предметами женского туалета. Этой сфере деятельности Ворт посвящает семь лет. Национальная галерея Лондона манит юного, где он занимается зарисовками и изучением костюмов, изображенных на старых картинах. То, что его призвание женская мода, Ворт понимает уже тогда. Вот только всерьёз заниматься этим можно было при одном условии – обязательной поездке в Париж – город капризов и изысков.


1845 году в двадцатилетнем возрасте, практически без копейки денег, Ворт приезжает в Париж. Здесь самый известный торговец шелком Гаглен берёт его в свою престижную фирму, ставшую впоследствии благодаря 11-летнему стажу работы Ворта, «горячей точкой» моды.

Спустя некоторое время Ворт делится своими мыслями с мсье Гагленом относительно английской системы кройки, которую признаёт непревзойдённой, но в тоже время лишённой французского шика. Пережитком прошлого Ворт считает кринолины и призывает поставить во главу угла конструкцию, не сковывающую движений. Возможность творить Ворту Гаглен даёт, а тот с удовольствием её использует.


Открытие Вортом собственной мастерской приходится на 1858 год. Жена модельера Мари-Августина Верне стала его верной помощницей в рекламе нарядов и эскизов (1825- 1898 гг.). Она была частой гостей ещё с 1850 года у состоятельных женщин Парижа, которым демонстрировала костюмы, созданные мужем. Неподдельное обаяние, энергичность, изящество форм Мари-Августины помогали ей таким образом преподнести наряд, что не возможно было остаться равнодушным к тому или иному шедевру.


Преувеличенная роскошь, тяготение к эпохе рококо, перегруженность царили в моде того времени. Ворт стал создателем стиля, воплотившего дух эпохи.

Сначала Чарльзу-Фредерику Ворту посчастливилось заполучить в клиентки Паулину Меттерних – жену посланника Австрии и лучшую подругу императрицы Евгении. «Личным портным и поставщиком двора Её Величества» модельер становится уже спустя небольшой отрезок времени.


  Ф. К. Винтерхальтер Императрица Евгения портреты (на первой картине – а-ля Мария-Антуанетта, на второй картине – в парадном костюме)

Чарльз Ворд, императрица ЕвгенияЧарльз Ворд, императрица Евгения Евгения – императрица Франции, обладающая необыкновенной красотой, снискала славу законодательницы мод


Чарльз ВордИмператрица, которую окружают дамы

В работах Ворта неподдельный интерес у императрицы больше всего вызвал кринолин.

Новая облегчённая металлическая конструкция, сделанная из стальных колец, отличающихся гибкостью – задумка Чарльза Ворта. Стальные кольца соединялись по вертикали при помощи подвижных лент. Благодаря такому кринолину обилие нижних юбок сошло на нет, хотя совсем они отменены не были, просто количество ограничилось одной-двумя юбками. Воланы, оборки, рюши стали присущи кринолину, который увеличивался в размерах. Это было нечто наподобие пьедестала для торса с изящной головой, покатыми плечами и осиной талией. В период где-то с 1855 по 1865 гг. благодаря изобретению модельера за всю историю кринолина зафиксирована его максимальная величина.

Чарльз ВордКонструкция – замысел Ворта

Чарльз ВордЧарльз ВордСамая большая в истории величина кринолина


Возможность заказа туалетов у Ворта стала заманчивой для всего модного Парижа. Традиции высокого шитья были заложены модельером в открытой им мастерской, изумляющей своим стилем – два в одном – шикарная модная лавка и светский салон одновременно. К созданию модели относятся как к произведению искусства, и процесс этот практически ручной. На вкус Ворта безоговорочно полагались знатные клиенты. Редко кто осмеливался возражать мастеру.

Целая галерея прекрасных костюмов была создана Вортом, тонко чувствующим веяния времени. В качестве его учителя выступила сама жизнь, ведь у него не было специального образования.

Ворт занимался не только индивидуальными заказами, но и разработкой небольших творческих коллекций, заказ копий которых могли делать его клиентки. В этом плане модельер стал первым кутюрье. И не только для королевского двора, но и для других слоев общества, ведь им впервые было введено лицензионное создание копий. Продажу образцов собственных изделий Ворт осуществлял в ателье или в крупных магазинах по всему миру.

Очень дорогим удовольствием становятся теперь наряды от Чарльза Ворта, но отмечается постоянный рост числа заказов. Так, пять тысяч костюмов ежегодно изготовлялось в модельном доме мастера!

Ленточку, на которой было выткано его имя, Ворт стал пришивать первым. Модный ярлычок на одежде, в принципе, как и в современно мире, стал эталоном высокого социального статуса её хозяина.

Такая профессия, как манекенщица, своим появлением обязана Ворту. Выбор манекенщиц осуществлялся в соответствии с типажом постоянных заказчиц модельера. Благодаря манекенщице и мерке, соответствующей ей, Ворт мог заочно заниматься изготовлением заказов. По письмам и фотографиям, даже ни разу не посетив Париж, многие клиенты делали Ворту заказы на платья. Модели фирмы стали периодически публиковаться в модных изданиях, что, в свою очередь, стало важнейшим фактором привлечения большого количества заказчиков.

Стремительной смене мод и росту доходов Ворта способствовала ежегодное обновление коллекции.

Девять королевских дворов обшивал мастер, его услугами пользовалась русская императрица Александра Федоровна и Виктория, королева Великобритании, обслуживать которую приходилось в тайне, потому что, согласно традициям английского двора, измена национальной продукции была недопустимой.

1867 год ознаменован закатом кринолина. Однако Ворт прочно удерживает позиции и предлагает модницам замену – турнюр.

Чарльз ВордЧарльз ВордЭто была юбка, присборенная сзади в складки, сборки и воланы довольно высоко, где-то на 12-13 см. Волосяная подушка, ватный валик или каркас, состоящий из обручей, изогнутых на ягодицах, удержали подобную юбку. Банты, ленты, искусственные цветы, бахрома выступали в качестве украшений. Женщинам стал присущ причудливый силуэт. Казалось, что фигура обладательницы этой юбки устремлена в порывистом движении вперёд.

Платье со сменными лифами – очередная уникальная идея модельера. К одной юбке Ворт предлагал сразу несколько лифов – с большим декольте овальной формы, закрытый с наличием длинных рукавов, вообще без рукавов, с V-образным вырезом. Удивительными были метаморфозы одного и того же платья: из визитного оно становилось обеденным, а из обеденного с лёгкостью перевоплощалось в бальное.

«Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз» (
Синдикат высокой моды) открыт именно Вортом в 1868 году. Это была организация, которая объединила салоны, где представители высших кругов общества подбирали себе туалеты.

Моде был задан определённый ритм и заложены основы системы, как ей управлять, ведь впервые создавать сезонные коллекции начал именно Чарльз Ворт. Сильнейшим фактором расширения сбыта и удовлетворением потребностей рыночной экономики стало постоянное обновление силуэтов и стилей.

В 1895 году Чарльз Вольт умер. Его фирма  же на протяжении долгого времени ещё продолжала работать. Просуществовала она до 1956 года, постепенно теряя своё лидирующее положение. После этого имя Ворта продали Англии.
Чарльз ВордlМодельер Чарльз Ворт в преклонном возрасте

Представители капитала, мира аристократии на всех континентах, не одно поколение коронованных особ носили костюмы и аксессуары мастера на протяжении практически целого века функционирования Дома моды Ворта. Король модельеров и модельер королей – так именовали его.

Прогрессивные методы налаживания производства модного платья и аксессуаров, разработка и применение которых были характерны для Дома моды Ворта особенно в то время, когда модельер был жив, можно по праву считать неоценимым вкладом в развитие моды. Благодаря данному дому моды зародилась великая французская империя моды От Кутюр. Этот памятник, несомненно, достоин Чарльза Фредерика Ворта и его наследников.

Ворт обшивал и русскую аристократию. Императрица Мария Фёдоровна, упомянутая выше, была самой известной его клиенткой. Её супругом являлся император Александр III, а сыном - Николай II, последний русский царь.



Чарльз Ворд, императрица Мария Федоровнаимператрица Мария Федоровна, Чарльз ВортДлинный жизненный путь этой удивительно обаятельной женщины был полон счастливых мгновений и страшных потерь. Ей довелось пережить мужа, четырёх из шести собственных детей и внуков. Эффектная внешность позволяла ей быть законодательницей мод в России, кем она, собственно, и являлась.

Уже с юных лет датская принцесса Мария-София-Фредерика-Дагмар была клиенткой Чарльза Ворта и на протяжении 30 лет осталась ею.
 

императрица Мария Федоровна, Чарльз Вортимператрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт Копенгаген 1864 год. Старые фото, на которых запечатлена принцесса Дагмар в юном возрасте в нарядах с кринолинами, введёнными в обиход Чарльзом Вортом

В Санкт-Петербурге, в государственном Эрмитаже можно увидеть сохранившиеся платья работы Чарльза Ворта, многие из которых составляли гардероб императрицы Марии Фёдоровны. Вашему вниманию предоставляется небольшая коллекция. Все фото кликабельны! Все фото кликабельны!

Можно заметить, что все наряды относятся к эпохе тюрнюров. Их форма, колористика и отделка поражают воображение.

императрица Мария Федоровна, Чарльз Вортимператрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

императрица Мария Федоровна, Чарльз Вортимператрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

императрица Мария Федоровна, Чарльз Вортимператрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

императрица Мария Федоровна, Чарльз Вортимператрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

императрица Мария Федоровна, Чарльз Вортимператрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

императрица Мария Федоровна, Чарльз Вортимператрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

императрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

императрица Мария Федоровна, Чарльз Ворт

-------------------

Успех Чарльза Ворта стоит проанализировать. Напомню, что я говорила не о простой исторической справке, а именно об анатомии успеха.
 

  1. Будет мало сказать об этом человеке, что он был талантлив. Его талант действительно колоссален! Из чего он складывался, поинтересуетесь вы? Ответы на поверхности, ниточка тянется из детства, когда Ворт работает, проявляя завидное трудолюбие и превращая чужой магазин тканей в звезду Парижа. А между тем вера в собственную звезду непоколебима. Только подумайте, что он всё сотворил сам! Аналогов моды подобного рода не было в мире! Несомненным плюсом станут уверенность в своих силах и увлечённость тем, чему посвящаешь жизнь
  2. Веяния своего времени Ворт чувствует очень тонко, причём ВРЕМЕНИ по большому счету, в целом. Быть может оттого, что исторические и картинные галереи изначально стали для него излюбленным местом. И дело не только в эстетических вкусах современников, но и в его различных технических новинках, которые опережали своё время.
  3. Стоит отметить умение Ворта общаться с огромным количеством людей. Пожалуй, тут и добавить нечего. Всем бы обладать подобной коммуникабельностью! Этому можно научиться только благодаря постоянному стремлению к общению.
  4. Удачный брак – одна из составляющих успеха. Причём вряд ли это только простая удача, скорее умение сочетать многие из вышеперечисленных качеств.
  5. Заметьте, родился Чарльз Ворт в бедной семье. Знакомая ситуация? Не печальтесь, ещё не всё потеряно. Не такой уж безоблачной бывает и судьба у принцесс крови, как вы, наверно, успели наверно заметить для себя. История порой преподносит и такие уроки. Есть о чём поразмышлять, не правда ли?


Рассказ о человеке, который стал основоположником того, что и на сегодняшний день называют высокой модой следует после Введения в цикл Они создавали моду, предоставляющий интересные сведения о модельерах, XX века и рассказе о Палате высокой моды.


Убедитесь, что вы подписаны на обновления , чтобы не пропустить новые интересные статьи!

 

 

© Вдохновение Рукодельницы, Ирина Асланова 2012.
  Материалы данного раздела являются объектами авторского права
Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя

Прочитать полностью правила копирования

 

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

История МодыРыцарский турнир и ярмарка ремесел. Германия

История МодыСоздание моды. Модельеры 20 века

Мода и стильСтиль и мода

История МодыИгра моды и стиль Марлен Дитрих. Марлен в Берлине

Мода и стильСвадьба в средневековом духе. Германия

Рейтинг: +3 Голосов: 3 20675 просмотров
Комментарии (1)
galina555 # 16 апреля 2012 в 05:43 +1
Ирина!Сегодня прочитала Ваши статьи о моде. Очень Вам благодарна за них. Особенно за резюме.-оно вселяет надежду. Может быть это к лучшему. Спасибо. Галина.

Кто онлайн?

Пользователей: 0
Гостей: 73
Сегодня были:
kseniya