Они создавали моду. Надежда Ламанова - надежда и свет русского модного искусства

24 октября 2012 - Ирина Асланова
article431.jpg

 "Подписанное" Ламановой платье

Создание русской модной школы 20 столетия тесно связано с именем Надежды Ламановой, которая снискала славу лучшего в истории России художника-модельера.

 

  Кстати, об этой выдающейся личности уже упоминалось в статье о Поле Пуаре.

 

Охраняется авторским правом! Эту статью вы не имеете права перепечатывать без письменного согласия автора, даже со сылкой на источник.


Их первое знакомство состоялось в то время, когда Пуаре находился только в начале своего творческого пути, однако имя Короля моды уже закрепилось за ним, а Ламанова занимала должность директора преуспевающей школы шиться и владела собственным ателье. На долгие годы они стали единомышленниками и настоящими друзьями, не смотря на 20-летнюю разницу в возрасте.

Этот факт совсем не удивляет меня, потому что при чтении строк описания жизненного пути Ламановой понимаешь, что они сроднились не только благодаря истинному художественному гению, но и засчёт масштабности мировоззрения, незаурядной душевной широты, которые помогли переносить тяготы личной судьбы, сыпавшиеся как из рога изобилия, хотя богатством, славой, признанием и успехом эти люди обделены не были.


К сожалению, сегодня мало что сохранилось от творчества Н. Ламановой. Самой большой из имеющихся коллекций, состоящей из 14 её платьев, можно полюбоваться в Государственном Эрмитаже.
 

Из всех работ, которые хранятся в Эрмитаже, наиболее ранней признано визитное платье из сукна. Это ярчайший образец моды середины 1890-х гг., о чём красноречиво свидетельствуют цветовое решение, элементы декора и сама конструкция. Расклешенная, свободно расширенная внизу юбка присуща сильно приталенному, цельнокроеному платью типа «принцесс».

Орнаментальный декор платья, выполненный в виде гирлянд мелких цветков, для исполнения которых применялся тамбурный шов, указывает на большой художественный вкус и развитое чувство формы. Цветочки словно обвивали идущие от плеча вертикальные полосы, украшенные блёстками. Наблюдается сужение полос к талии и расширение к подолу юбки, тем самым подчёркивается форма последней

 

  Работа В. Серова Незавершённый портрет

Её портретов совсем немного. Больше всех знаменит портрет, написанный к 50-летнему юбилею художником В. Серовым, правда, так и оставшийся неоконченным. Смуглость, полнота, тяжелые и одновременно величественные черты составляли особенный тип красоты Ламановой, поэтому картон, мел, уголь, сангина были выбраны художником в качестве основных материалов, как нельзя лучше передающих натуру портретируемой.

Наталья Ламанова обладала превосходным чувством стиля. В восьмидесятилетнем возрасте она не забывала об уходе за руками и маникюре, а авторские костюмы, шпильки и шелковые чулки выступали непременными атрибутами образа. Перипетии собственной судьбы и невзгоды, выпавшие на долю её многострадальной родной земли, покинуть которую она никогда бы не решилась, не помешали ей продолжать работать.

 

Идеалом красоты, богиней и сказочной феей у Ламановой становилась любая женщина. Некрасивых фигур просто не существовало. Костюм, выигрывающий по цвету и фасону, создавался благодаря удивительному чутью Ламановой и знанию человеческого тела, так как брались во внимание не только физические данные клиентки, но и её внутренний мир. Индивидуальность – отличительная черта моделей, украшающих буквально всех и реально отражающих стиль той, кому предназначались.

 

Дама в платье от Н. Ламановой. Портрет художника Сомова

Ламанову, родившуюся в 1861 году, можно смело назвать художником на рубеже веков. Поль Пуаре, кстати, также заслуживает подобной трактовки. Период Моды модерна ознаменовался расцветом творчества Ламановой, продолжение которого характерно и для периода конструктивизма. Впоследствии оно легло в основу работы Советских Домов Моды.

Ламанова справлялась блестяще со всем. Великолепный декор, многообразие отделок и фактур подчёркивали выразительность стиля модерн, целиком подвластного ей. Период, когда обозначилась полнейшая разруха и нищета советской России, не помешал Ламановой создавать модели, отвечающие эстетическим концепциям времени, из самых невыразительных тканей: бумазеи, домотканого полотна, солдатского сукна.

 

Однажды выбранный путь остался для Ламановой неизменным до конца жизни. В ней, как я полагаю, был талант не только художника, но и скульптора, уж очень тонко она чувствовала свойства и цветовую гамму тканей, а также их фактуру, лёгкость и тяжесть, густоту и прозрачность, состояние и настроение, которое они передают. Своя гармония и свой тон был у каждой ткани, подобно музыке или песне.

Бальное платье из шифона
Это довольно открытое платье, выполненное из шифона и бледно-розового атласа. Короткий пышный рукав-фонарик и расклешённая юбка со шлейфом, подол которой украшает гирлянда из объёмных цветов и бантов, прекрасно отражают дух эпохи. Приём сопоставления фактур разных тканей, характерный для данной работы художника, получает своё последующее развитие в костюмах начала 20 века

 

Судите сами. Применяемый нами на сегодняшний день расчётно-конструктивный способ кроя в тот период времени не использовали при изготовлении одежды. При этом модели отличались сложностью и для их создания прибегали к муляжному способу. Манекены и муляжи играли немаловажную роль, но предпочтительнее в этом плане был сам человек.

Платье, сшитое из шифона и атласа зелёного цвета
В.В. Карахан - жена известного дипломата была счастливой обладательницей этого эффектного вечернего наряда из атласа ярко-зелёного цвета и чёрного шифона. Ткани различных фактур и контрастных оттенков соединились в этой модели довольно гармонично

 

Созданное платье или костюм должны были идеально сидеть на фигуре, поэтому Ламанова прибегала к примеркам, длившимся на протяжении нескольких часов, о чём свидетельствуют записи из воспоминаний. Порой с клиентками случались обмороки, вот только очереди на примерку к Н. Ламановой, состоящие из всего московского дореволюционного бомонда, не уменьшались.

Профессиональная карьера Ламановой началась в 20-летнем возрасте, а своё собственное ателье она открыла в 24 года, приспособив для этих целей внушительный особняк.

надежда ламанова

Парадное придворное платье. Ткань: розовый муар. В качестве богатого декора выступают серебряная нить и канитель растительного орнамента. Очень открытый удлинённый лиф со шнипом, сильно притален, большое овальное декольте, длинные откидные рукава с проймой, которая частично открыта, съёмный шлейф, на поясе, по центру спинки образует мягкие складки.

Мастерская Надежды Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв. Москва

 

В дореволюционной России Ламанова была безумно известной. «Поставщик двора Его Императорского Величества» - такая надпись красовалась на её вывеске, начиная с 90 гг. 19 столетия. Эталоном высокого вкуса и роскоши были платья от Ламановой.

Если говорить о родословной Ламановой, то это обедневший дворянский род. Её родители рано ушли из жизни, поэтому Надежде пришлось заменить трём свои младшим сёстрам маму и стать опекуншей. Брак Ламановой можно назвать весьма удачным, вот только собственных детей он не принёс. Для сестёр и своих многочисленных учениц Ламанова так и осталась добрым ангелом-покровителем.

Требовательность и непреклонность – основные качества, проявляемые Н. Ламановой в работе. Примечательно, что сама она совершенно не шила, даже утверждала, что и шить-то не умеет?!

Перед началом работы Ламанова предавалась долгому изучению «натуры», творила, словно художник красками. Применяла метод наколки: к фигуре модели прикладывала ткани, восторженно обволакивала её, драпировала складками, закалывала булавками, после чего сообщала уставшей клиентке, на которой водрузилась целая сотня булавок: «Эскиз готов! Можете всё осторожно снять».

 

До революции около двадцати мастериц, занимавшихся непосредственно шитьём, работали в ателье Ламановой. В 20-х годах, после революции их число сократилось до двух, однако это не помешало произвести очередную конфискацию имущества, которое было и без того целиком утрачено после революции, и вторичное водворение Ламановой в тюрьму (первое датируется 1918 годом, когда Надежде было 57 лет).

На фоне завоёванного в 1925 году коллекцией одежды Ламановой Гран-при в Париже на международной выставке, когда далеко позади остались знаменитая К. Шанель, старинный друг П. Пуаре, а также бывшие клиентки, укрывшиеся после революции за границей и открывшие собственный дома Моды в Париже, это заключение в тюрьму кажется особенно несправедливым.

Общей победой Советского искусства можно назвать триумф Ламановой на парижской выставке, несмотря на то, что лишь несколько неординарных личностей, взращённых на старой почве дореволюционного вкуса, оказались причастными к созданию этого искусства.

Ещё одно обстоятельство объясняет победу Ламановой. Вспомните, в статье о Поле Пуаре, который неоднократно бывал в России до революции и виделся с Ламановой, ясно прослеживается тот факт, что с лёгкой подачи Пуаре в Европе стала царить мода на всё русское.

Обнищавшая страна вынуждала Ламанову из-за полного отсутствия хороших тканей творить из того, что было доступно. Покрывала, одеяла, старые занавески смело шли вход. Применение народных тканей и народных традиций, таких как украшение кружевом, стеклярусом, блёстками, вышивкой составляла основное богатство того момента. Важной была и манера, отличающая народный костюм.

надежда ламанова


Фундамент моды 20 столетия, как впоследствии показало время, стал прочно базироваться на внедрении народных традиций, которым отводилась практически главенствующая роль.

Народное представление о человеческом счастье в непростых жизненных условиях, сострадании, гармонии окружающего мира, красоте и прелести народной мудрости нашло глубочайший отклик в душе неизбалованной судьбой Н. Ламановой, стоявшей очень близко, пожалуй, как никто другой, у истоков своего народа.

Без упоминания о работе Надежды Ламановой в театре наш рассказ не будет полным. В 1901 году началось сотрудничество, продлившееся до конца её дней. Творческие личности того времени: Вера Мухина, балерина Екатерина Гельцер, Горький и Станиславский, актрисы Ермолова, Вера Холодной, Гликерия Федотова, Чехова-Книппер составляли круг общения Ламановой. Новый, партийный бомонд потянулся к ней после революции.

Эта и без того объёмная статья просто не может вместить в свои рамки рассказ о театральной деятельности Ламановой. Кратко: роскошь ушедшей эпохи и новизна конструктивизма отразились в её выдающихся костюмах. Со всем Ламанова справлялась на самом высоком уровне.

В 1941 году, когда к Москве прорывались фашистские захватчики, Надежда Петровна Ламанова ушла из жизни. Незадолго до этого её не покидало предчувствие смерти. До последнего вдоха великая женщина оставалась здоровой и невредимой. В Большом театре реализовывали билеты на эвакуацию, правда, Ламанова опоздала и осталась без билета, так как все разошлись. В сквере она присела на лавочку, и тут начался воздушный налёт. Сердце восьмидесятилетней женщины остановилось, и её душа улетела на небеса.

Скорее всего, господь Бог уже ждал свою ответственную соработницу, намереваясь дать ей новое задание.

Разве может быть иначе? Я искренне верю в то, что талант вечен и душу, достигшую чего-то в очередной жизни, ждут новые приключения и новая жизнь!

А что же мы можем почерпнуть для себя из жизни этой талантливой женщины?

Не забыли, что я приняла решение через призму жизни людей, которых мы рассматриваем, искать ответ на вопрос: Как добиться успеха?

1. Так вот, преданность – отличительная черта Ламановой, которая, прежде всего, бросается в глаза. Всё, с чем Надежда соприкасается пронизано этим светлым качеством, будь то преданность семье, мужу, близким, работе, людям, стране, народу, собственному вкусу.

Особенно хочу подчеркнуть преданность своему народу. Ламанова была до мозга костей пропитана «русским духом». Люди, подобные ей, и спустя целый век будут с трепетом слагать «как упоительны в России вечера…» Как личностный, так и творческий секрет успеха Ламановой точно характеризуют фразы: здесь русский дух, здесь Русью пахнет. У неё превосходно получалось создавать исключительно русские модели, хотя творила эта женщина в общеевропейской манере стиля модерн. До революции и после Ламанову не раз приглашали за рубеж, правда эти предложения она оставляла без внимания.

2. Её широта – второе, на что мы обращаем внимание. Русская душа, в кармане целый мир. Непринуждённое общение, дружественные отношения (не исключено, что и языки Ламанова знала), в молодости - ученица модных европейских школ искусств. Объять мировые тенденции, не взирая на верность своим традициям, - то, к чему стремилась Надежда Ламанова.

3. Стоит отметить общение с огромным количеством людей, ведь она могла найти общий язык практически со всеми, начиная от цариц и заканчивая крестьянками.

4. Удачный брак – важнейшая составляющая успеха в жизни. Почти полвека Ламанова с мужем прошли рука об руку, бережно храня свою любовь и оставаясь единомышленниками.

5. Безусловно, трудолюбие, настойчивость и упорство, проявившиеся ещё в то время, когда ей пришлось заботиться о трёх младших сестрах.

6. И талант, конечно!

Я всегда хочу понять, насколько к слову талант применимо выражение «от Бога», и являет ли он собой совокупность всех тех достоинств, которые мы рассмотрели выше.

 

 

 

© Вдохновение Рукодельницы, Ирина Асланова 2012.
  Материалы данного раздела являются объектами авторского права
Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя

Прочитать полностью правила копирования

 

Похожие статьи:

История МодыИгра моды и стиль Марлен Дитрих. Марлен в Берлине

Мода и стильСтиль и мода

История МодыРыцарский турнир и ярмарка ремесел. Германия

Мода и стильСвадьба в средневековом духе. Германия

История МодыСоздание моды. Модельеры 20 века

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9191 просмотр
Комментарии (1)
lorik # 26 октября 2012 в 04:54 0
Огромное спасибо за этот очень интересный рассказ о чудесном талантливом человеке!

Кто онлайн?

Пользователей: 0
Гостей: 36
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт